Заметки о виртуализации

Волею случая (а точнее по желанию вышестоящего начальства) перепал нам в отдел кластер виртуализации. Мы конечно же обрадовались, выбросили все свои древние сервера и давай безудержно переносить инфраструктуру на платформу виртуализации, пританцовывая джигу и напевая «Ah, du lieber Augustin…» На самом деле нет — мы неохотно и осторожно — ну и консерваторы же эти сисадмины — стали пробовать что же это за зверь такой — виртуализация в отдельно взятой госконторе. По прошествии двух лет 70% нашей инфраструктуры сервис за сервисом переехали в кластер Vmware Vsphere и «волосы мои стали мягкими и шелковистыми». Хотелось бы поделиться плюсами и минусами виртуализации, ведь мне так не хватало этой статьи, когда я писал отчет по внедрению вышестоящим благодетелям, а кому-то она сохранит время. Можно было бы надеяться, что она подтолкнет к переходу много хороших админов, но давайте будем реалистами — порядок цен для создания безотказного кластера такой, что кому это по карману — у тех он давно есть, остальным же приходится только завидовать.

Итак плюсы:

1.Простота и удобство администрирования виртуализированных сервисов и серверных приложений, которое достигается наличием инструментов создания новых гостевых операционных систем:

-Миграция существующих серверов;

-Разворачивание целевой системы из предварительно созданного шаблона;

-Конвертирование из существующей резервной копии, созданной сторонними средствами;

-Возможность сохранения состояния виртуальной машины позволяет быстро вернуться к точке до внесения изменений в систему. Весь зоопарк наших операционок — это каждая из семейства Windows Server от 2000 до 2012, а также большое количество сервисов на Linux (RHEL, Oracle Linux, etc..) беспроблемно переехали в кластер, не потеряв ни грана производительности. Созание новых гостевых машин производится двумя щелчками мыши.

2.Возможность распределения вычислительных ресурсов кластера виртуализации между целевыми системами, таких как количество процессоров на виртуальную машину и количества ядер в них, количество выделяемой оперативной памяти и дисковое пространство разделов виртуальной машины. Следует отметить, операция добавления (или уменьшения) выделяемых виртуальной машине вычислительных ресурсов может производиться в оперативном порядке и занимает непродолжительное время.

3.Наличие инструментов централизованного мониторинга состояния целевых систем, самого кластера виртуализации и распределяемых ресурсов, а также возможность создания отчетов мониторинга с диапазоном от одного дня до года.

4.Инструменты кластера виртуализации обеспечивают централизованное создание резервных копий сервисов, баз данных и файлов виртуализированных серверов.

5.Архитектура кластера виртуализации обеспечивает многократное резервирование программно-аппаратных ресурсов. Механизм автоматической балансировки вычислительных ресурсов внутри кластера виртуализации (Distributed Resource Scheduler – DRS) обеспечивает условия для создания не только отказоустойчивой, но и максимально производительной системы. Сочетание четырехкратного запаса аппаратных ресурсов и DRS создает очень надежную систему.

6.Отмечено улучшение производительности виртуализированных сервисов, связанных с увеличением скорости доступа к дисковому пространству и оперативной памяти.

7.Снижение энергопотребления и тепловыделения — еще бы, ведь три стойки доисторических серваков были заменены стойкой с блэйдами и дисковыми полками.

А также минусы:

1.Повышения требований к серверам, как по производительности, так и по надежности.

2.Возможная единая точка отказа.

Резюме: Виртуализация — отличная штука для продакшн-сервисов, где нужна быстрота деплоя, многочисленные эксперименты и удобство администрирования, однако критичные маломеняющиеся штуки все-таки стоит держать в железе (разумеется, в двойном экземпляре).